Река Нил самая длинная река в мире, которая протекает более 6400 км от истоков, распложенных глубоко в сердце Африки, и впадает в Средиземное море. Древние египтяне называли Нил «матерью всего сущего». Он и поныне остается для египтян источником жизни: в узкой долине реки живет практически все население страны. Вдоль берегов Нила расположено и большинство самых известных памятников древней цивилизации.
Первые круизы по Нилу от Каира до Асуана и обратно организовал еще в середине XIX века «отец туризма» англичанин Томас Кук. Путешествие продолжалось месяц и стоило сумасшедших денег, но каюты на двух пароходах Кука пустовали редко.
Сейчас на Ниле к услугам туристов около 250 теплоходов, 105 из которых плавучие пятизвездочные отели. Обычно это 4-5-палубные суда, на которых могут разместиться 400-700 туристов. Все каюты стандартные, с окнами и удобствами, доплат за размещение на верхних палубах нет. На пятизвездочных судах есть открытые бассейны, джакузи, на многих сауны и солярии, в кают-компании можно посмотреть телевизор. Пассажирам круизов предлагается трехразовое питание, которое входит в стоимость. Кормят очень хорошо и разнообразно: в один день предлагают обильный шведский стол, в другой европейскую кухню с обычным обслуживанием, а потом устраивают национальный ужин с местными деликатесами. Напитки, за исключением чая и кофе за завтраком, нужно покупать самому. Вечером на всех судах работают дискотеки и проводят конкурсы, время от времени организуются «арабские ночи».
Редкий россиянин, несмотря на природную любознательность, пускается в круиз по Нилу на корабле. Американцы, канадцы, бразильцы, японцы и прочие иноземные путешественники те, напротив, сухопутному отдыху предпочитают корабельную жизнь. А наш брат прохлаждается в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе, отправляется в автобусную экскурсию в Каир или Луксор. Не подозревая, какого несказанного удовольствия лишается, оставаясь на берегу, в то время как, круиз по Нилу может стать прекрасным дополнением к посещению Каира или отдыху на одном из курортов на побережье Красного моря. Круизные маршруты проложены от Луксора, уникального грандиозного музея под открытым небом, до Асуана, самого южного города Египта во времена фараонов. Одни теплоходы плывут из Асуана вниз по течению, другие отправляются из Луксора вверх по Нилу. Разница между ними только в скорости, да и то небольшая. Обычно круиз продолжается 3-4 дня, а программы включают посещение основных достопримечательностей Верхнего Египта.
Остановка первая. Луксор.
Обитель древности Луксор когда-то носил звучное имя Фивы. Он был столицей Египта в эпоху Нового царства. Великий Нил рассекает Луксор надвое. В «городе живых» на правом, восточном, берегу стоят два главных святилища бога Солнца Амона-Ра грандиозные храмы Луксорский и Карнакский, соединенные знаменитой аллеей сфинксов. На левом берегу Нила расположен «город мертвых». По пути две каменные фигуры колоссальной высоты в 20 метров. Колоссы Мемнона все, что осталось от храма Аменхотепа III. Когда-то они внушали демонический страх на восходе солнца одна из статуй издавала звук, похожий на стон. Послушать голос «поверженного бога» стекались тысячи паломников. Но римский император подремонтировал статую, и она навсегда замолчала. У подножия огромной скалы находится знаменитый погребальный храм царицы Хатшепсут. А за высокой горой самое священное место Луксора Долина царей, где были похоронены все величайшие фараоны древности.
Остановка вторая. Эсна.
Город Эсна расположен на расстоянии 53 км к югу от Луксора. Там есть небольшой храм, посвященный богу Хнуму. Этого бога древние египтяне изображали с головой барана. Храм в Эсне, по египетским меркам, просто юнец. Он построен «всего лишь» на рубеже нашей эры и потому неплохо сохранился. Впрочем, полностью до сих пор расчищен лишь центральный, гипостильный (колонный) зал храма. Основная его часть находится под строениями современного города. Остановка третья. Эдфу.
Город Эдфу распложен на полпути между Луксором и Асуаном. Здесь находится храм Хора, воздвигнутый уже при греках, незадолго до наступления новой эры, но его архитектура вобрала в себя лучшие традиции древнеегипетского зодчества. Правда, как и в Эсне, он построен на месте значительно более раннего сооружения. Начинается он массивным пилоном церемониальными вратами. Затем идет обрамленный 32 колоннами открытый двор. За двором два гипостильных зала, комната подношений, вестибюль и святилище.
Теплоход отчаливает от причала и снова неторопливо движется на юг. Долина Нила в этом месте узкая, не то, что возле Каира. Зеленая «полоса жизни» вдоль берега не превышает километра, а дальше каменистые холмы и пустыня за ними.
Вскоре за Эдфу по обоим берегам Нила начинаются карьеры Гебель Сильсиля. Там с древнейших времен добывали камень для строительства храмов, отесывали колонны, вырубали саркофаги. По карьерам, протянувшимся на два километра, разбросаны часовни. Остановка четвертая. Ком-Омбо.
Последняя остановка перед Асуаном в городе Ком Омбо расположенном в 43 км к северу от Асуана. Там находится не совсем обычный храм Ком-Омбо, построенный в греко-римский период. В нем те же элементы, что и в любом другом храме: открытый двор, обрамленный колоннами, два гипостильных зала, вестибюли. Только не одно святилище, а два. Левое посвящено богу Хору с головой сокола, а правое богу Собеку, которого древние египтяне изображали с головой крокодила.
Остановка пятая. Асуан.
Конечный пункт круиза Асуан, самый южный город времен фараонов. Дальше Асуана плыть невозможно. Во времена Томаса Кука этому мешал начинающийся прямо за городом первый нильский порог, а ныне еще и две плотины: старая Асуанская и Высотная. Знаменит Асуан не только благодаря гигантской плотине. На острове Элефантин сохранился храм Хнума, супруга богини Сатис покровительницы Нила. Храмы острова Филе, которые подверглись затоплению после строительства старой плотины, были распилены на 40 тысяч блоков и перенесены на соседний остров.